Советы видеолюбителю

Комбинированные съемки. Трюки.

Выполняются с помощью нелинейного монтажа на компьютере.

1. Ускоренная или замедленная съёмка.

Примеров применения замедленной или ускоренной съемки можно привести много. Замедленную и ускоренную съемку можно применять для создания комедийных или сатирических эпизодов. От скорости съемки может зависеть не только темп действия, его ритм и скорость, но и создаваемый актером образ, его характер и темперамент. Если снять нормально идущего человека замедленно и ускоренно, получатся два совершенно разных образа. В первом случае это будет человек бодрый, подвижный, темпераментный; во втором — уныло, еле передвигающий ноги, медленно идущий больной или старый человек. Значительно интереснее выглядят пешеходы и транспорт при ускоренном движении, особенно на перекрестках, где они более всего мешают друг другу.

Ускоренная или замедленная съемка пейзажа дает возможность придавать ему определенное настроение. Например, в пейзаже надо передать настроение наступающей грозы. Такое состояние характеризуется клубящимися или бегущими облаками, ветром. Если даже оператору посчастливилось поймать такое состояние природы и снять его, то это еще не значит, что зритель получит впечатление действительности происходящего. Это произойдет потому, что зритель за очень короткий промежуток времени может не почувствовать того состояния природы, которое видеооператор наблюдал гораздо дольше. В таких случаях при съемке следует умышленно усилить, несколько утрировать состояние и динамику природы.

Иногда динамику природы надо, наоборот, замедлить. Так, например, волны на море, снятые ускоренно с нижней точки, приобретают грандиозность, монументальную величавость, сказочность.

2. Обратная съёмка.

Вероятно, самую большую и ценную группу трюков в кинематографе составляют трюки с использованием обратного движения. Почти всякое действие в обратном виде выглядит смешно.

Старый излюбленный трюк — это показ кусочков разбитой вазы, которые сами, без посторонней помощи, собираются вместе, прыгают вверх и попадают в чьи-то руки в виде целой вазы. Если вы будете снимать этот трюк, попытайтесь подойти к исполнителю вплотную, и когда ваза падает, панорамируйте сверху вниз, чтобы показать момент, как она разбивается, коснувшись пола. Это, правда, трудно выполнимая задача, так как, с моей точки зрения, такое движение сделать достаточно быстрым нелегко, но попробуйте.

В результате такой съёмки на экране получается следующее: черепки опрокинутого и разбитого кувшина собираются и складываются сами, образуя целый кувшин; горящая спичка не сгорает, а, наоборот, удлиняется; дым из печной трубы идёт обратно в трубу и т.п.

Если снять обратной съемкой пловца, прыгающего с вышки в воду, то на экране получится, что человек вылетел из воды вверх на вышку. Съемка такого рода явилась первым трюком, показанным на экране, — человек сухим выходил из воды.

Например, двое перекидываются мячом. До тех пор, пока мяч не упал, происходит нормальная игра. Но вот мяч упал на землю, покатился и остановился. На экране получится обратное движение — лежащий на земле мяч вдруг покатился и прыгнул в руки одного из игроков.

Попробуйте снять приемом обратной съемки человека, разрезающего на доли арбуз или лимон; хозяйку за чисткой картофеля и т. п. На экране получатся смешные и необычные вещи — разрезанный на доли арбуз или лимон станет целым, из кастрюли с водой будет выскакивать очищенный картофель, который хозяйка превратит в неочищенный и положит в корзину.

Обратное движение может быть использовано не только для создания множества эффектных трюков, подобно трюку с «умным прыгуном», но и для постановки многих трюковых съемок, которые обычным способом порой даже невозможно осуществить.

Но публике может наскучить обратное движение, если его давать, так сказать, «в чистом виде». Старайтесь, чтобы в вашем фильме трюки всегда были оправданны, и не слишком ими увлекайтесь, тогда зрелище доставит публике настоящее удовольствие.

Но публике может наскучить обратное движение, если его давать, так сказать, «в чистом виде». Старайтесь, чтобы в вашем фильме трюки всегда были оправданны, и не слишком ими увлекайтесь, тогда зрелище доставит публике настоящее удовольствие.

3. Надписи на движущемся фоне. Самопишущиеся надписи на статичном фоне. "Оживающие" карты.

Впечатывание надписей в натурные кадры можно осуществить при помощи некоторых моделей видеокамер, имеющих эту функцию. Титры заранее фотографируются и  накладываются либо при съёмке, либо при воспроизведении записи на видеокамере.

Некоторые видеокамеры позволяют делать прокручивающиеся надписи, изменять цвет надписи, применять к ним другие эффекты затемнения и т.д.

Однако, гораздо более совершенным инструментом для создания надписей является нелинейный монтаж на ПК. О нем и о создании надписей Вы можете причитать в разделе "видео". Там же Вы сможете узнать, как сделать самопишущиеся надписи,  которые карандаш, перо или кисть как бы пишут на экране. Аналогично можно сделать "рассыпающиеся буквы".

Следующим примером использования «оживающих» титров являются карты с двигающимися стрелками или пунктирными линиями, указывающими маршрут,— прием, обычно применяемый в фильмах, посвященных туризму. Карта сама по себе должна быть подходящего типа; имеющиеся в продаже карты обычно слишком сложны и снабжены множеством ненужных, второстепенных деталей. Все очертания на карте должны быть отчетливы, выполнены не слишком толстыми линиями; контуры береговых линий должны быть четкими, все надписи разборчивыми. Для "оживления" можно использовать стрелки или изображение пути (дороги) другим, желательно ярким, цветом. Технология "оживления" такая же, как и для самопишующихся надписей.

4. Наплывы, затемнения, вытеснения.

Затемнение — один из наиболее часто применяемых приемов в тех случаях, когда подразумевается, что между концом одной и началом второй сцены «прошло много времени». Выполняют все видеокамеры, но у каждой своё фиксированное время затемнения. На компьютере выполнить проще и можно задать любую скорость (время) эффекта. Съемки в затемнение и из затемнения позволяют удобно вмонтировать надписи и осуществить плавный переход от эпизода к надписям, и наоборот.

Наплывы — также простой, не требующий особого навыка прием, позволяющий получить незаметные, плавные переходы от одной сцены к другой. При этом одно изображение (последние кадры сцены 1) плавно заменяется другим (первые кадры сцены 2). Большинство голливудских режиссеров используют его постоянно в своих фильмах. Если такой переход длится всего 4 кадра, то его практически незаметно. Это основной, наряду с затемнением, прием связки сцен, который следует использовать видеолюбителю. Наплывы применяются и в тех случаях, когда нужно за короткое время показать большие временные изменения. Например, показано начало стройки, а наплывом — уже завершенный строительством завод. В этом случае наплыв должен длиться 1-2 секунды, т.е. изображения должны сменять друг друга более плавно.

Вытеснения (или шторки) — прием монтажного перехода, который часто используют при монтаже спортивных, хроникальных фильмов, последних известий, киножурналов, когда отдельные эпизоды непосредственно не связаны между собой, объединены только одной темой, одним днем соревнований и т. п. Вариантов вытеснения очень много, от простых до самых сложных (так называемых переходов "голливуд")

5. Покадровая и цейтраферная видеосъёмка.

 Покадровая видеосъемка — видеосъемка одиночными кадрами — широко применяется при видеосъемке надписей, мультипликаций, научных и учебных фильмов. Она позволяет произвести замедленную съемку с большими интервалами времени  и при нормальном воспроизведении получить ускорение движения на экране. К сожалению, большинство видеокамер не позволяют непосредственно производить покадровую съемку, но можно снимать короткими планами и затем брать при монтаже только по одному кадру из каждого плана. Некоторые камеры позволяют производить цейтраферную видеосъёмку - то есть короткими планами (от 4 кадров и более) через заданный промежуток времени. Этот метод ещё называют методом «Стоп-движение».

«Стоп-движение» можно использовать как при съемках неодушевленных предметов, так и при съемках живых медленно протекающих процессов. Очень медленно происходящие действия, обычно не заметные глазу, как, например, рост растений или рассвет (закат), могут быть ускорены настолько, что это можно увидеть на экране. Интервалы времени съемки должны быть значительно увеличены. Типичный пример таких съемок — экспонирование кадра через каждые 10 мин.

6. Эффект "многократного экспонирования плёнки".  Наложение изображения.

В практике видеолюбителя "многократное экспонирование" всего кадра может быть использовано как изобразительное средство, а также как условный кинематографический прием, с помощью которого показывают различные воспоминания, сны, видения.

При наложении изображения особое внимание следует обратить на размещение материала в кадре. Нельзя беспорядочно нагромождать одно изображение на другое. Необходимо предварительно наметить будущую композицию кадра, которую и принять в качестве основы для всей дальнейшей работы.

Важное значение приобретают масштабные, пространственные и светотональные соотношения отдельных изображений в общей композиции кадра. Нельзя перегружать снимок излишним количеством деталей. Каждое изображение несет свои определенные функции. Сюжетно важную часть снимка подчеркивают масштабом изображения и выделяют светотональным рисунком. Второстепенные изображения приглушают.

Следует избегать уродливых, искажающих форму объекта сочетаний. Нельзя, например, накладывать на лицо человека резкие по контрасту детали другого изображения. Изобразительная композиция кадра при многократном экспонировании должна отличаться лаконичностью и экономным распределением снимаемых объектов.

Выполняются при съемке. 

1.Приём "стоп"

Прием «стоп» основан на кратковременной остановке аппарата и актера по команде режиссера. В момент остановки в кадре производятся необходимые замены, после чего съемка опять продолжается.  Этот прием получится незаметным в том случае, если актер после команды «Стоп!» остается неподвижным до момента начала продолжения съемки.

Замена действующего лица и действия.

Например, велосипедист вдруг оказывается едущим на детском трехколесном велосипедике. В этом случае вы должны снимать велосипедиста так, чтобы он находился все время точно в центре кадра. Действие должно сниматься до тех пор, пока велосипедист не достигнет точки пути, в которой происходит внезапная замена. Для второй части съемки велосипедист должен сначала вернуться на несколько метров назад и сесть на трехколесный велосипед, приложив все усилия как можно лучше проехать на нем тем же путем, что и раньше. Съемку надо начинать, прежде чем велосипедист достигнет точки подмены, и по-прежнему следить по шкале видоискателя за тем, чтобы он находился в центре кадра. После того как произошла подмена, по указанию режиссера или оператора молодой человек должен реагировать на случившееся — он должен либо упасть, либо соскочить с велосипеда и в панике бежать, либо плакать, утирая слезы большим носовым платком. Основное условие этого трюка — точное движение камеры каждый раз при панорамировании по горизонтали без отклонений вверх или вниз; иными словами, необходимо, чтобы штатив и головка штатива были устойчивыми.

При монтаже могут попадаться куски, в которых действие снято внахлест, то есть одно перекрывает другое; такие кадры следует удалить. При соединении кусков легко ориентироваться по положению предметов на заднем плане. Нахлест одного изображения на другое необходим лишь для того, чтобы не было перерыва в движении; такой перерыв вам никак не удастся исправить в монтаже, тогда как вырезать лишний кусок с кадрами внахлест — дело вполне обычное.

Замена во время "застывания".

Этот трюк уместно применить в сцене, где кроме появления и исчезновения предметов действуют один или несколько живых персонажей.

Пример. Сцена у входа в цветочный магазин: продавщица и покупательница непринужденно болтают, и вдруг только что купленный букет цветов в руках покупательницы превращается в большой кочан капусты — обе женщины заразительно смеются.

Делается это так. В момент, когда цветы должны превращаться в кочан капусты, режиссер командует: «Замрите!» Обе актрисы разом замирают, оператор останавливает камеру, букет цветов быстро заменяется капустой, в то время как обе женщины сохраняют неизменными свои позы и выражения лиц. Режиссер делает знак оператору (например, хлопает по плечу) и командует: «Действуйте!» После чего актрисы «размораживаются» и продолжают действие. Заметьте, что камеру следует включать всегда немного раньше, чем актрисы «разморозятся», чтобы ни одно движение их не было упущено. Все лишние кадры легко удалить при дальнейшем монтаже.

С помощью этого приема можно получать не только фокусы (появление и исчезновение предметов, различные превращения и подмены), но и реалистические кадры, которые нельзя снять обычным образом. Так, например, прием «стоп» позволяет снять кадр борьбы двух людей, причем один из борющихся может поднять и кинуть другого в пропасть. В этом случае после команды «Стоп!» один из актеров подменяется чучелом. После того как съемка возобновилась, актер бросает или толкает чучело в пропасть.

Иногда прием «стоп» применяется для внезапного переодевания или изменения внешности актера, как это часто бывает в видеофантазии. В том и в другом случае актер не может оставаться неподвижным. Чтобы поставить актера после переодевания точно в прежнюю позу, можно применить два приема.

Первый заключается в том, что после команды «Стоп!» положение актера фиксируется с двух сторон оптическими прицелами, визирами или фотоаппаратами. Фотоаппараты должны иметь матовые стекла с крестом, в пересечении линий которого берутся глаза актера.

Более простым и доступным приемом установки актера точно в прежнее положение является совмещение по теням. После команды «Стоп!» зажигаются два прибора, освещающие актера с двух сторон. Тени от этих приборов быстро обрисовывают мелом или углем. Для последующего совмещения актер становится на свое место и находит такое положение, при котором его тени точно совпадают с обрисованным контуром.

Пусть эти примеры явятся для вас практическим руководством при съемках; выбрав желаемый трюк, вы сможете действовать вполне уверенно.

2. Затемнение и высветление.

Съемкой из затемнения и в затемнение часто пользуются как монтажным приемом для начала или окончания эпизода. Из затемнения начинается фильм или эпизод и затемнением кончается. Нередко этот прием применяется при съемке надписей. Одна надпись уходит в затемнение и сменяется другой, которая выходит из затемнения. Приём выполняют все видеокамеры.

3. Съемка при необычном положении видеокамеры или снимаемого объекта.

Снимая тот или иной кадр, видеооператор и режиссер, прежде чем зафиксировать его на пленке, тщательно выбирают точку съемки. Этот процесс, определяющий выразительность кадра, в ряде случаев может стать приемом для получения необычного эффекта.

а — обычное положение видеокамеры

б — аппарат наклонен на 50-600

Рис. 1. Съемка при необычном положении аппарата и объекта съемки.

Если камеру установить не вертикально, а с некоторым наклоном, можно создать иллюзию подъема на крутой обрыв, хотя в действительности крутизна склона не велика. Этот прием позволяет снимать «опасные» кадры, например, как человек без всякого альпинистского снаряжения взбирается по вертикальной скале. Для такой съемки достаточно небольшого холма, по которому и должен ползти человек, имитируя трудность подъема. Аппарат при этом наклоняют таким образом, чтобы в кадре холм превратился в вертикальную, отвесную стену, как это показано на рис. 1.

Такую съемку лучше производить в пасмурную или безоблачную погоду, так как дальние облака, которые могут попасть в кадр, своим масштабом и формой выдадут технику съемки.

4. Метод перспективного совмещения.

Перспективное единство изображения является основой всех комбинированных кадров. Прежде чем разбирать сами способы съемки, необходимо коротко остановиться на основных вопросах перспективы.

Перспектива — это наука, дающая теоретически обоснованные правила и приемы для изображения предметов, расположенных в пространстве, в том виде, в каком их наблюдает глаз.

В живописи и графике перспективой называется искусство изображать предметы так, как они представляются по своему положению, величине, очертанию и четкости.

Учение о перспективе приложимо ко всякому воспроизведению на плоскости предметов, расположенных в пространстве, и в том числе к оптическому воспроизведению (фотография, видеосъемка).

Киноперспектива, несмотря на общность законов, отличается от зрительной отсутствием стереоскопии при съемке одним объективом и зависит от свойств оптики.

Например, различно удаленные предметы изображаются не одинаково резко, тогда как глаз благодаря аккомодации, т. е. физиологической особенности видеть резко те предметы, на которые направлено внимание наблюдателя, этого явления не ощущает. В то же время, рассматривая изображение на экране, глаз, который одинаково аккомодирован на всю плоскость изображения, видит как резкие, так и нерезкие элементы изображения, созданного объективом.

Различие в угле зрения, особенности оптического рисунка, аберрации — все это отличает перспективу оптического изображения от зрительной.

В отличие от перспективы фотографического изображения, которая также образуется объективом на светочувствительном материале, перспектива видеоизображения отличается динамикой самого изображения, возможностью рассматривать объект съемки с разных сторон посредством движения видеокамеры, изменяя тем самым в одном кадре масштабные соотношения, точки съемки и ракурс.

Перспектива содержит в себе элементы как линейной, так и цветотональной перспективы.

Линейная перспектива (перспектива масштабов) основана на том, что предметы изображаются тем меньшими, чем дальше они находятся от точки съемки.

Цветотональная перспектива показывает степень удаленности предметов, так как за счет воздушной среды между объективом и объектом съемки изменяется четкость и ясность предметов в кадре, а также их окраска, контраст и насыщенность цвета. Контуры отдаленных предметов смягчаются, цвета теряют свою насыщенность, тени — свою густоту. Объектив камеры правильно воспроизводит и линейную и цветотональную перспективы.

На законах киноперспективы основан метод комбинированной съемки, получивший название перспективного совмещения. Перспективным совмещением называется видеосъемка различных по масштабу и пространственному положению объектов перспективно совмещаемых в кадре.

 Изменением расположения предметов в кадре, введением крупного переднего плана достигается изменение перспективы в кадре, получается большее пространство и глубина, улучшается композиция. Это возможно лишь в том случае, если в кадре сохраняется перспективное единство, если не нарушаются основные законы перспективного совмещения.

Пространственные совмещения

Этот способ позволяет одинаковые по масштабу, но разно удаленные от аппарата объекты получить в кадре разномасштабными, но как бы одинаково удаленными от аппарата. Оператору  в данном случае приходится сделать все возможное, чтобы наличие воздушной среды в кадре зрителем не воспринималась. Объекты съемки в этом случае должны быть одинаково резкими и одинаковой тональности. Поэтому съемка должна вестись в ясный солнечный день при контровом освещении и при сильно задиафрагмированном объективе.

Способ пространственных совмещений одинаковых по масштабу объектов, расположенных на разном расстоянии от объектива, можно использовать для создания разных шуток. Например, в одной из книг по фотографии дается совет, как сделать шуточный снимок охотников, любящих прихвастнуть о своих успехах. Для этого надо вблизи аппарата поместить зайца, подвешенного на палке, а за три метра от палки поставить двух охотников, так, чтобы палка была на уровне их плеч. Тогда получится снимок, на котором охотники несут на плечах зайца сверхъестественной величины.

Рис. 2. Пример съемки по способу пространственного совмещения.

Этим же способом можно получить изображение «великанов» и «лилипутов». Например, вы можете снять маленького человека, который стоит на плече у человека обычного роста. При такого рода съемках важным моментом будет правильное распределение глубины резкости, так как необходимо, чтобы все объекты были в пределах резко изображенного пространства (рис. 2).