Советы видеолюбителю

Видеокамера движется.

Подвижная камера открыла перед кинематографистами новые выразительные возможности. Она превратила зрителя в более внимательного наблюдателя событий, она словно приблизила его к экрану. Мало того, подвижная камера ввела зрителя в самую гущу экранных событий, сделала его как бы участником экранного действия, позволяя следить за действием глазами самих персонажей с их точки зрения. Зритель получил возможность быть постоянным и неотступным свидетелем экранных событий, сопровождать героев во всех их поступках, не отставая от них ни на минуту и ни на шаг.

Овладение выразительными возможностями подвижной камеры не менее важно для кинолюбителя, чем знание особенностей оптики, освещения кадра, колорита и других художественных средств кинематографа. Современные любительские видеокамеры являются чрезвычайно легкими и портативными приборами. Кроме того, многие современные модели камер снабжены стабилизатором изображения, позволяющим исключить дрожание изображения на экране. В этом смысле кинолюбитель имеет некоторые преимущества перед профессионалом, который, как правило, работает с довольно громоздкой аппаратурой. Видеолюбителю гораздо легче, чем профессионалу, снять динамичный, подвижный план. Вместе с тем в подавляющем большинстве любительских кинопроизведений камера движется совершенно беспорядочно и ее возможности используются бессистемно, без какого-либо учета особенностей подвижных, динамических кадров. Поэтому подвижная камера в руках неопытного оператора превращается в орудие, затрудняющее восприятие фильма, вносящее в его композицию неоправданную суетливость и сумбур. Такой оператор работает видеокамерой точно также, как огородник лейкой поливает грядку,— размахивает ею из стороны в сторону в стремлении снять побыстрее и побольше.

Всякое движение видеокамеры должно быть оправдано содержанием кадра. Есть ряд объектов, которые разумнее снимать камерой, закрепленной на штативе, например, памятники архитектуры. Съемки свободной камерой в этом случае могут привести к перекосам в кадре, дрожанию изображения, искажению правильных геометрических линий. Беспрерывно двигающаяся камера не позволит при этом разглядеть архитектурные детали и разобраться в истинных пропорциях сооружения. Не всегда уместна подвижная камера и при съемках пейзажей, ибо линия горизонта может оказаться перекошенной, а мелкие подробности ландшафта ускользнут от внимания зрителя. Движущаяся камера, кроме того, обычно вносит некоторую нерезкость в изображение. 

Приступать к съемкам динамических кадров следует лишь после того, как вы прочно овладели композицией кадра, снятого неподвижной камерой.

 Панорамирование.

Наиболее простым и распространенным видом динамических съемок являются панорамы. Панорамой в кино называется  поворот аппарата во время съемки вокруг вертикальной или горизонтальной оси. Это значит, что какой-либо неподвижный объект в снимаемой сцене при панорамировании может переместиться от одного края кадра до другого в течение указанного времени. В первом случае мы имеем дело с так называемой горизонтальной панорамой, а во втором — с вертикальной.

Панорамирование может быть трех видов:

1) Обзорное панорамирование как по горизонтали, так и по вертикали, применяемое в тех случаях, когда необходимо показать какой-либо архитектурный комплекс, большую толпу, городскую площадь, пейзаж, плотину большой гидроэлектростанции, корпуса заводов и фабрик и т.п. Следует особо указать на нежелательность панорамирования при съемке архитектурных сооружений, так как в данном случае искажения не поддаются исправлению.

2) Панорамирование для сопровождения движущегося объекта съемки с тем, чтобы держать его некоторое время в поле зрения, например, проходящих людей, на которых нужно сосредоточить внимание, проезжающий автомобиль, разбег самолета, проплывание лодки и т.д.

3) Панорамирование как логическое соединение двух последовательных планов. Отсюда правило: начало и конец панорамы должны достаточно долго задержаться на экране.

Этот часто применяемый видеолюбителями прием является иногда причиной плохого качества любительских видеофильмов, так как видеосъемка с панорамированием требует соблюдения особых правил. Склонность начинающих видеолюбителей к излишнему применению панорам дает отрицательные результаты, так же как и непродуманное использование объектива с переменным фокусным расстоянием.

Видеолюбитель, впервые снимающий панорамы, обычно торопится, поэтому планы получаются слишком короткими и недостаточно резкими. Во избежание этого панорама с поворотом камеры на 90° должна продолжаться по крайней мере 10—12 сек (для архитектурных съемок несколько больше), а на 180° соответственно в два раза продолжительнее. При съемке широкоугольным объективом темп панорамирования может быть немного увеличен. Однако широкоугольник вносит в панорамы большие перспективные искажения, которые особенно заметны при панорамировании архитектурных сооружений. Этим недостатком не обладает телеобъектив, скрадывающий перспективные искажения. Но снимать панорамы телеобъективом трудно, поскольку он охватывает небольшое поле зрения и очень чувствителен к неравномерности движения, преувеличивая на экране даже малозаметные на съемках толчки и рывки.

Для панорамных съемок со штатива существуют специальные панорамные головки различных конструкций. Видеолюбители пользуются простыми панорамными головками ручного действия без каких-либо приводов и инерционных приспособлений.

При повороте камеры в сторону движения объекта съемки сдвиг его изображения в кадре незначителен, но фон оказывается сильно смазанным. Однако если смазанность фона большая, то это не вызывает неприятного ощущения, а, наоборот, усиливает динамичность действия.

Иное дело, если поворот камеры производится против движения объекта съемки. В этом случае смещение движущегося объекта получается весьма значительное и на экране появляется двоение контуров снятых предметов. Поэтому к панорамированию навстречу движению перемещающихся объектов следует прибегать только в случаях крайней необходимости, и поворот аппарата производить замедленно.

Правила панорамирования:

1.  Не применяйте панорамирования, если это не необходимо. Панорамируйте только, когда нужно сопроводить движущийся объект или в случае статической сцены, если ее невозможно снять неподвижным аппаратом.

2.  Для успешного панорамирования желательно использовать штатив. Перед панорамированием при съемке с рук, встаньте в сторону отхода снимаемого объекта, а корпус поверните в сторону его подхода. При съемке с панорамированием поворачивайтесь вслед за движением объекта (рис. 2).

3.  Подберите фокусное расстояние своего трансфокатора. Старайтесь добиться хорошей композиции кадра в начале и конце панорамирования. Помните, что начало и конец панорамы должны достаточно долго задержаться на экране.  Скорость движения киносъемочного аппарата и длительность панорамы обусловливаются познавательной и сюжетной задачей снимаемого кадра. Они не должны быть ни чрезмерно быстрыми, ни затянутыми.

4.  Начните съемку немного раньше и дайте возможность вашему объекту войти в кадр перед началом панорамирования. В конце съемки замедлите темп панорамирования и дайте возможность объекту выйти из кадра.

5.   При панорамировании за движущимся объектом держите его в центре видоискателя, исключая самое начало и самый конец видеосъемки. В момент, когда объект перекрывает видоискатель, держите в центре видоискателя у часть объекта, которая наиболее характерна, и держите ее в центре поля видоискателя в течение всего панорамирования. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок при панорамировании — то появление объекта, то исчезновение его с экрана.

6.  Не панорамируйте навстречу движению объекта съемки.

7.  Быстрое панорамирование неприятно для зрителя, потому что человеческий глаз не способен ни на что подобное. Кстати, неприятное мелькание может возникнуть и при слишком быстром показе надписей, диаграмм или общих планов. Панорамирование при съемке неподвижных объектов производите медленнее, чтобы избежать неприятного двоения изображения. Оно естественно для глаза, потому что если пейзаж достаточно удален, то взгляд при его просмотре движется медленно. 

8.  Наиболее желательно выполнять панорамирование в направлении слева направо, что соответствует нашим привычкам читать, писать, рассматривать картины. Недопустимо выполнять последовательные панорамы в противоположных направлениях с обратным движением.

Всегда ли движущийся объект снимают, панорамируя камерой? Отнюдь нет. Главным образом, не панорамируют тогда, когда направление движения и путь, по которому будет двигаться снимаемый объект, заранее известны.

Например, при съемке поезда, мчащегося на повороте пути, трудно найти лучший прием, чем съемка из одной точки с хорошо выбранным углом, когда поезд по мере приближения как бы увеличивается в размерах. В этом случае заранее известно, что поезд пройдет по этому пути, и есть возможность подготовиться к съемке: установить камеру, выбрать нужную композицию кадра, определить экспозицию, освещение и продумать все другие детали.

Аналогичный пример: съемка неподвижной камерой лыжника на вираже, когда след его лыж отчетливо виден на снегу. Такой кадр может быть заранее обдуман; камера заранее установлена, сфокусирована, и благодаря этому получен хороший результат. Здесь оператор может договориться с лыжником, что он сделает поворот в определенном месте.

Применяя панорамирование, следует иметь в виду, что видеосъемка с поворотом аппарата создает в ряде случаев неправильное представление о направлении движения. Например, автомобиль, едущий по прямой дороге, в результате сопроводительного панорамирования воспринимается на экране как бы делающим поворот в сторону от камеры и, наоборот, автомобиль, едущий по закруглению дороги, кажется как бы едущим по прямой дороге (рис. 1).

Рис. 1.  Два случая панорамной съемки, иллюстрирующие искажения в передаче направления движения

Зная правила панорамирования, можно усилить выразительность кинокадра. Поэтому операторы часто используют прием сопроводительной панорамы, когда объект движется по кругу, например, при беге спортсменов на стадионе, проходах актеров в различных сценах, проездах велосипедистов и мотоциклистов и т.п. На экране получается так, как будто бы видеосъемка была произведена не методом панорамирования, а движущейся параллельно объекту съемки видеокамерой. Таким образом, находясь в одной точке съемки, оператор может получить на экране впечатление длинного прохода или проезда рядом с движущимся объектом. 

Об этой возможности очень важно знать видеолюбителю, ибо таким способом можно успешно имитировать съемки с движения, не применяя никаких транспортных средств. Так, например, был снят длинный проход пастуха Кости со своими друзьями в фильме Г. Александрова «Веселые ребята». 

Более богатые выразительные возможности представляют видеолюбителю съемки камерой, движущейся вместе со штативом, так называемые съемки с движения. При съемке движущейся камерой создается полная иллюзия действительного приближения зрителя к объекту.

Рис. 2. Правильная поза при съемке с рук с панорамированием.

Рис. 3. Съемка с движения с применением операторской тележки.

Съемки с движения в практике видеолюбителей применяются редко, поскольку они требуют специального оборудования: операторских тележек и кранов (рис. 3). Однако изобретательный видеолюбитель может с успехом применять съемки движущейся камерой, использовав доступные ему подручные средства. Вполне удовлетворительные результаты получают видеолюбители, закрепив видеокамеру на детской коляске с резиновыми шинами или трехколесном велосипеде. Камера при съемках с движения не терпит даже малейших толчков. Дорожка, по которой движется тележка с камерой, должна быть асфальтовой или плотно утрамбованной грунтовой. Лучше всего, чтобы камера двигалась по «рельсовой» дорожке, которую могут заменить две ровные доски.

Большое оживление и динамичность вносят в фильмы также кадры, снятые с движущейся точки — автомобиля, трамвая, поезда, моторной лодки и т. д. Если при этом в поле зрения находятся близко расположенные предметы (деревья, телеграфные столбы и т. п.), то снятые с движения общие планы выглядят на экране почти стереоскопично. Съемка из движущегося поезда обычно не вызывает затруднений, поскольку резких толчков здесь нет, а вот съемки с движущегося автомобиля довольно затруднительны. Если на автомашине нет специального штатива, то толчки и качание камеры неизбежны. Лучшей точкой съемки с автомобиля в любительских условиях является место за ветровым стеклом. Здесь камера будет защищена и от резких толчков и от дорожной пыли. В данном случае видеокамера жестко укреплена над приборной доской в автомобиле и её объектив направлен вперед по ходу автомобиля. Применяя такую установку камеры, можно показать на экране красоту наших автомагистралей и движение на дорогах (рис. 4).

Рис. 4. Съемка с движущегося автомобиля неподвижно установленным аппаратом.

При съемке с движения особое внимание должно быть обращено на предохранение съемочного аппарата от толчков и вибраций, вызывающих неустойчивость и дрожание изображения на экране. Для съемки с движения целесообразно применять короткофокусные объективы, так как благодаря большому углу изображения колебания аппарата, тряска и толчки вызывают меньшее дрожание кадра на экране. Кроме того, желательно использовать поляризационный светофильтр, чтобы избавиться от бликования лобового стекла. Стекло, разумеется, нужно содержать в безукоризненной чистоте. Незаменимым преимуществом в данном случае будет наличие у вашей камеры стабилизатора изображения.

При съемках с движения объектив видеокамеры может стать не только глазами зрителя, но и действующих лиц. Точка съемки и характер движения могут довольно точно передать ощущение, которое испытывает персонаж фильма. 

Снимая ясные просторы из окна движущегося поезда, вы можете передать внутреннее спокойствие и душевное равновесие человека, созерцающего природу. Поместившись вместе с камерой в кабине «колеса обозрений», вы покажете зрителю парк культуры так, как его видят ваши герои, сидящие в одной из кабин. Снимая с карусели, можно передать ощущение головокружения. В одной из сцен фильма «Летят журавли» Вероника слышит, как отец Бориса, беседуя с ранеными бойцами, жестоко осуждает женщину, изменившую мужу-фронтовику. Потрясенная этими беспощадными словами, она бежит из госпиталя на улицу. Для того чтобы лучше донести до зрителя ощущение душевного смятения Вероники, кадры в этом эпизоде сняты с точки зрения самой героини (камера висела на груди актрисы). 

Все кадры такого рода, показывающие мир глазами героя, иногда называются субъективными (зависимыми от субъекта, персонажа) в отличие от объективных (с точки зрения кинозрителя). Изобретательно примененной «субъективной» съемкой можно добиться передачи на экране очень сложных ощущений и состояний, испытываемых персонажем, но злоупотреблять такими кадрами не стоит. Обилие «субъективных» съемок может привести в конечном итоге к потере зрителем представления о реальной среде, в которой действуют герои.

 Более точной передачи внутреннего состояния героя могут помочь в сочетании с движением камеры и дополнительные средства, изменяющие оптический характер изображения. И в этом отношении в распоряжении оператора масса разнообразных средств, которые он может приумножить своей изобретательностью.

Так, состояние пробуждения героя после долгого тяжелого сна можно передать на экране кадром, в котором изображение будто проступает сквозь мглу и туман и постепенно становится четким. Для этого можно, например, перед началом съемки кадра выпустить перед объективом густую струю табачного дыма, а затем снимать план, пока дым полностью не рассеется. Еще проще начать съемку вне резкости, а затем медленно навести объектив на резкость. Подобными средствами можно передать воспоминания героя. Кадры воспоминания могут появиться из нерезкости или мглы, а затем снова уйти в нерезкость.

В последние годы в любительской практике получили значительное распространение объективы с переменным фокусным расстоянием (трансфокаторы).

Трансфокаторы позволяют создавать на экране эффект съемки с движения камерой, установленной неподвижно. Они при этом имеют и некоторое преимущество перед истинной съемкой с движения: с их помощью наезды и отъезды можно снимать в необычно быстром темпе, немыслимом при съемке с тележки или крана, кроме того, с помощью трансфокатора можно чрезвычайно просто осуществить «въезд» внутрь снимаемого объекта, даже сквозь небольшое отверстие, что с обычной оптикой достигается сложной комбинированной съемкой, которая мало доступна видеолюбителю.

Установив видеокамеру с трансфокатором недалеко от окна и снимая план, увеличивая постепенно фокусное расстояние объектива специальной рукояткой, мы получим на экране полное впечатление проникновения внутрь помещения через окно. Таким образом можно снимать «проезды» через ворота, арки, двери и т. п.

С помощью трансфокатора можно производить и так называемую съемку вслед, словно неотступно сопровождая подвижной объект или актера. Для этого при съемке плана необходимо следить за тем, чтобы движущийся объект не менял своих видимых в видоискателе размеров, что легко достигается поворотами рукоятки,  регулирующей фокусное расстояние.

Нельзя заменять движение камеры использованием объективов с переменным фокусным расстоянием. При этом горизонт и средний план приближаются или удаляются с той же быстротой, что и передний план, чего не происходит во время обычного перемещения камеры или человека. Их надо считать своеобразной турелью с возможностью бесступенчатой настройки и пользоваться ими очень осторожно.

 

Правила, советы, рекомендации

1. При съемке с движения целесообразно использовать наименьшее (короткое) фокусное расстояние объектива, так как дрожание изображения будет менее заметно.

2. При движении камеры используйте стабилизатор изображения (в случае наличии его в вашей видеокамере).

3. Чтобы устранить бликование лобового стекла автомобиля, пользуйтесь поляризационным светофильтром.

4. Растягивайте быстрые движения несколькими планами.

5. Нельзя полностью заменить движение камеры использованием трансфокатора. Такое лже-движение кажется неестественным.

6. Каждое перемещение камеры должно рассказывать целую историю!