Советы видеолюбителю

Технические аспекты съемки. Принадлежности.

Не все, что предлагает промышленность видеографу, следует покупать. Светофильтры дневного света, например, редко находят применение, эффектные светофильтры рекомендуются в отдельных случаях. Впрочем, объективам, светофильтрам и насадкам будет посвящена отдельная глава.

Важнейшей принадлежностью, о которой нужно позаботиться при покупке видеокамеры, является штатив. Промышленность предлагает варианты для любого кошелька, но вы выбросите деньги на ветер, если польститесь на дешевую продукцию; зато дорогой штатив окажется полезным приобретением. Штативы высокого класса позволяют устанавливать камеру на любую высоту. Заслуживают внимания штативы с выдвигаемой средней стойкой, которая может служить как отдельный одноногий штатив.

Съемка со штатива и с рук. 

Часто начинающие видеолюбители при съемке двигают камеру вверх и вниз, в стороны, вперед и назад. Это грубейшая ошибка.

В видоискателе изображение в 200 раз меньше изображения на экране, поэтому малейшее перемещение или колебание камеры во время съемки при просмотре отснятого кадра на экране будет увеличено в 200 раз.

Снимать, как правило, надо спокойной камерой. На практике существует лишь несколько случаев, когда видеосъемка требует движения камеры, и то по различным методам и четким правилам, управляющим панорамированием.

Неподвижно держать камеру в руках практически невозможно: при съемке все равно получается качание изображения, которое незаметно для оператора. Поэтому всегда, когда это практически возможно, нужно применять штатив.

Штатив (треножник) является необходимой принадлежностью к видеокамере. Он обеспечивает высокое качество получаемого изображения. Поэтому штативом нельзя пренебрегать, а нужно сразу же научиться правильно его использовать.

Видеосъемку всегда желательно производить аппаратом, установленным на штативе. Это обеспечивает получение устойчивого кадра на экране, что очень важно для качества фильма. Качающийся на экране кадр производит неприятное впечатление.

Применение штатива позволяет, перед тем как начать съемку, проделать ряд важных операций: тщательно изучить композицию кадра, поправить актера и др.

На первых порах самостоятельных видеосъемок очень полезно выбрать определенную высоту штатива и камеры. Чтобы она была постоянной, хорошо сделать отметку на штативе и пользоваться избранным уровнем при смене точек съемки.

У всех любительских аппаратов в нижней стенке есть стандартное гнездо 3/8" для крепления штатива или ручки. Часто между площадкой штатива и аппаратом устанавливают промежуточную панорамную головку, нужную для панорамирования.

Прежде всего научитесь правильно пользоваться штативом! Устанавливая штатив, переднюю его ножку нужно выдвинуть на 2,5—5 см больше, чем остальные. 

Рис. 1. Правильные приемы обращения со штативом

Чтобы штатив не казался обузой, научитесь им пользоваться— и тогда вы оцените его преимущества.

Правила обращения со штативом заключаются в следующем (см. рис.1):

1. при раскладывании штатива одну из его трех ножек нужно выдвинуть на 3—5 см больше, чем две другие. Это значительно облегчит его установку после переноски. При таком положении штатив будет более устойчив и обеспечит горизонтальное положение аппарата. На штативе есть штативная головка с площадкой, на которой с помощью винта укрепляется видеокамера;

2. переносите штатив с камерой на плече, как показано на рис. 1, а;

3. поставьте штатив в выбранном для съемки месте на переднюю, более длинную, ножку и, взявшись руками за две задние ножки, сразу устанавливайте аппарат в правильное положение, как изображено на рис.1, б;

4. окончательно уточните правильное положение аппарата (рис. 1, в).

Такими приемами легко и быстро можно устанавливать камеру со штативом в правильное положение. Нужна лишь для небольшая тренировка. В необходимых случаях штатив можно использовать как одноногую опору, что также даст возможность достичь устойчивого положения видеокамеры при съемке.

1

2

3

Рис. 2. Примеры использования опоры при съемке.

Если штатива в данный момент нет, можно использовать имеющуюся поблизости опору: парапет на набережной, выступ стены здания, забор, перила или хотя бы стену здания или дерево, на которое можно опереться плечом (рис. 2).

Если же необходимо снимать без штатива, держа видеокамеру в руках, надо:

1. Принять устойчивое положение, расставив ноги немного шире плеч. При этом тяжесть тела распределена равномерно.

2. Успокоить дыхание. Чем равномернее вдохи и выдохи, тем легче владеть телом. Не следует дышать ни слишком глубоко, ни слишком коротко.

3. Кэмкодер имеет собственный вес. Его нужно уравновесить, слегка откинувшись назад.

4. Правая рука надежно охватывает камеру, левая используется для поддержки, страхует снизу или сбоку или, а в случае ручной наводки на резкость лежит на диске резкости. Главное, чтобы ни тело, ни руки не были судорожно напряжены.

5. Приближаясь к объекту съемки используйте "греббинг". Греббинг — перекрестный шаг влево или вправо. При греббинге делают боковые шаги, скрещивая ноги.

Обеспечить неподвижность камеры при съемке с рук тем проще, чем легче камера. Вес любительских видеокамер с аккумулятором около 1 кг. Такой аппарат нетрудно удержать в руках более или менее неподвижно.

Снимая с рук, полезно выбрать сквозь визир какой-либо ориентир на границе кадра и во время видеосъемки придерживаться его. Таким ориентиром могут служить угол здания, дерево и т. п., расположенные у края кадра. Это помогает исключить неприятное «плавание» (перемещение) изображения на экране.

Разумеется, все вышесказанное в меньшей мере относится к камерам, снабженным стабилизатором изображения. Стабилизатор изображения - компенсирует дрожание камеры при съемке. Используются оптические и электронные стабилизаторы. Оптические применяются в самых дорогих моделях, и, в отличие от электронных, при работе не допускают уменьшение разрешения.

Да будет свет!

Видеокамеры очень светочувствительны.  Даже при таком освещении, когда фотографу обязательно понадобится вспышка, а для съемки кинокамерой оператор включит прожектор, электронная камера будет давать вполне приемлемые кадры. Но рано или поздно каждый видеооператор начинает стремиться к хорошему освещению. Не только в зимние вечера, но и просто в помещении приходиться подумать об осветительных приборах. Конечно, и без них получаются приемлемые кадры, но здесь возникают следующие проблемы: цвета теряют насыщенность и изображение становится зернистым; автофокусировка работает неточно, и глубина резкости теряется. Причин, таким образом, достаточно, чтобы даже при неплохом свете прибегнуть к осветительным приборам. Это необязательно целая батарея ламп и прожекторов, которые используются в киностудиях. Чаще достаточно одного прибора, чтобы, например, подсветить темные участки. Правильное освещение комнаты само по себе целая наука. В одной из последующих глав мы более подробно поговорим на эту тему. Киноосветительные приборы бывают различной светосилы, размеров и форм.

Для начала достаточно простого и скромного оборудования, чаще всего — одного источника света, хотя бы так называемой аккумуляторной лампы типа прожектора, получающей энергию от подзаряжаемого аккумулятора, который укрепляется на камере и освещает объект со стороны камеры (рис. 3). Видеограф работает тогда независимо от сети и не спотыкается о перепутанные кабели. Прибор полезен при съемке портретов, так как убирает безобразные тени на лице. 

Для освещения целых сцен недостаточно одного фронтального осветительного прибора, потому что в его свете лица выходят плоскими. Где свет, должна быть и тень. Не слишком глубокая, для видео — едва заметная, но моделирующая портрет. Поэтому для совершенной съемки в помещении требуется несколько прожекторов. В качестве прожекторов удобно использовать фотоосветители-рефлекторы на прищепке, в которых используются обычные лампочки. 

Рис. 3. Выносная аккумуляторная лампа.

Рис. 4. Эта модель показывает уровень зарядки.

Аккумуляторы и их обслуживание.

Для кэмкордеров сегодня используют два вида аккумуляторов: маленькие, но мощные никелево-кадмиевые (NC) и миниатюрные литий - ионные (Li-ion). В Li-ion, в отличие от Ni-Cd, отсутствует эффект памяти, что допускает их зарядку без полной разрядки. Немаловажными факторами являются емкость аккумулятора и энергопотребление видеокамеры, которые влияют на продолжительность ее работы при одной зарядке. 

Приведем несколько советов по обращению с ними. Для них должны использоваться только специальные зарядные устройства, которые не допустят перезарядки или порчи от высокой температуры. Зарядное устройство подает энергию до тех пор, пока аккумулятор не будет полностью заряжен. Но оно не может определить этого момента, поэтому его сконструировали так, что оно ориентировано на максимальное время зарядки разряженного аккумулятора. Если подключить к зарядному устройству наполовину опустошенный аккумулятор, то произойдет перегрузка, которая сократит его жизнь. На практике это значит: Заряжайте только полностью разряженный аккумулятор!

Аккумуляторы не терпят холода и жары, не должны заряжаться слишком быстро, и они чувствительны к внезапной разрядке. Их нельзя бросать. Температура среды тоже играет роль для зарядки, потому что встроенный температурный сенсор реагирует при высокой температуре неверно. Если аккумулятор стоит при зарядке на нагретой поверхности, то сенсор прерывает подачу энергии слишком рано, а при пониженной температуре заряжает слишком долго. Поэтому: Заряжайте только при нормальной температуре в помещении!

Полузаряженные аккумуляторы нельзя подключать к зарядному устройству для "дозарядки". Может произойти совсем обратное. NC-аккумуляторы обладают так называемым эффектом памяти, т. е. они фиксируют частично разряженный прибор как пустой (рис. 5). В этом случае будет работать только малая часть дозаряженной энергии. Эффект памяти можно устранить многократной разрядкой аккумулятора до конечной отметки. Это правило не относится к литий - ионным аккумуляторам.

Рис. 5. Наверху: Если заряжается частично разряженный аккумулятор, то обладая эффектом памяти, он отдает только вновь полученную энергию. Внизу: полностью разряженный аккумулятор работает на всю мощность

Если аккумулятор долго не используется, то хранить его нужно полностью заряженным. Однако он теряет часть энергии, саморазряжаясь. В таком случае его нужно использовать до загорания предупреждающего сигнала и только потом заряжать заново.

Аккумулятор нельзя разряжать ниже отметки минимального напряжения. Обычно нужный момент регистрирует электроника кэмкордера, которая после загорания сигнала прекращает подачу энергии. У видеоламп такого электронного сторожа нет, и аккумулятор может прийти в негодность. В хороших мастерских есть специальные зарядные агрегаты, которые осторожно могут вывести прибор из этого состояния.

Аккумулятор надо оберегать от короткого замыкания, т. е. не должно быть металлических соединений между его частями. При коротком замыкании расплавляются даже толстые медные провода внутри аккумулятора, и от высокой температуры крафтпакет трескается.

Для видеолюбителей - автомобилистов незаменимым будет зарядное устройство, питаемое от бортовой сети автомобиля (прикуривателя). Обычно такие устройства имеют также функцию разрядки аккумулятора.

Хороший тон.

Как правило, о звуке сначала не беспокоятся. Восхищает сам факт, что в видеофильмах не только двигаются, но и говорят. О технике звука вопрос встает тогда, когда после отпуска обнаруживается, что кадры с поющими на фоне моря матросами озвучены только свистом ветра.

И необязательно ветер должен быть очень сильным, чтобы отказала техника звука. Даже воздушная масса от движущегося поезда метро или встречный ветер, когда оператор идет на лыжах, дает шумовые помехи. Скажем заранее, против этого зла нет стопроцентного средства. С помощью той или иной хитрости можно только свести шумовые помехи к минимуму.

При съемке для контроля звука следуют пользоваться наушниками. Если в наушниках слышен ветер, то надо поискать защищенное место или экранировать микрофон — хотя бы головным убором. У некоторых камер есть ветрозащита, которая подавляет низкие частоты, что иногда дает хороший эффект. Если же она отказывает, то можно попробовать поддержать "хороший тон" с помощью внешнего микрофона, который (во многих кэмкордерах) закрепляется специальным устройством.

Дополнительным микрофоном может служить только направленный. Чем лучше его направленность, тем меньше записывается помех. Направленные микрофоны можно узнать по их трубчатой конструкции, которая обеспечивает задержку низких частот. Для внешних микрофонов изготавливается иногда ветрофильтр, подавляющий более широкий диапазон низких частот. Направленные микрофоны могут монтироваться на кэмкордере, и ассистент не будет нужен. Для интервью и выступлений этот микрофон весьма полезен, так как обычно камера находится слишком далеко, чтобы хорошо записать текст. Кабели, входящие в снаряжение, обычно слишком коротки, и при покупке нужно сразу позаботиться о более длинных.

Нельзя умолчать о недостатке направленных микрофонов: чем эффективнее они работают, тем меньше они годятся для музыкальных записей. Их конструкция такова, что они не справляются с басовыми нотами, а на средних и высоких нотах дают искажения.

Хорошим дополнением может служить качественный диктофон-плеер DAT или Mini-Disk формата, с помощью которого можно записывать, например, в музее речь экскурсовода и т.д., с тем, чтобы при монтаже получить отдельную звуковую дорожку, независимую от изображения.

 

Правила, советы, рекомендации

1.  Применяйте штатив всегда, когда это возможно.

2.  Выдвигайте переднюю ножку штатива на 3-5 см больше, чем обе ножки, остающиеся сзади.

3.  Выравнивайте камеру по горизонту, передвигая только одну ножку треножника.

4.  По верхней плоскости аппарата или штативной головки следите за строго горизонтальным положением камеры.

5.  Через видоискатель следите за горизонтальным положением камеры, установленной на штативе.

6.  Не двигайтесь возле штатива при съемке.

7.  Если нет штатива, то используйте как упор для камеры какую-либо подставку: выступ стены дома, забор, балюстраду, дерево и т. п.

8.  При съемке с рук расставьте ноги, задержите дыхание, насколько это возможно, в течение снимаемой сцены. Найдите наилучшую опору для левой руки.

9. Не используйте большие фокусные расстояния при съемке с рук. По возможности снимайте под широким углом. 

10. Дрожание камеры меньше заметны в движении. Снимать в греббинге, т.е. переступать вбок, занося одну ногу за другую. Запомните перед началом съемки маршрут, чтобы не споткнуться и не натолкнуться на что-нибудь.

11. Заряжайте только полностью разряженные аккумуляторы при нормальной температуре в помещении. Храните их полностью заряженными.

12. Приобретите специальную аккумуляторную лампу для видекамеры. Желательно, чтобы она работала на тех же аккумуляторах, что и видеокамера. Нелишними будут и пара рефлекторов на прищепке.

13. Используйте наушники  для контроля записываемого звука. Микрофон камеры желательно снабдить меховым чехлом для защиты от ветра. При съемках в музеях, на экскурсиях незаменимым будет качественный диктофон.